Владимир Ярошевский: Один глава – хорошо, а двое – это реформа | Новости Тулы

Владимир Ярошевский: Один глава – хорошо, а двое – это реформа

Опубликовано: 6 Августа 2014 19:01

27 мая Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон, который дал регионам дополнительные полномочия при формировании системы местного самоуправления. Проще говоря, губернаторы и областные парламенты теперь сами решают, как должна выглядеть система управления в муниципальных образованиях.

В Тульской области региональная власть уже определилась со своей позицией, чётко разграничив функции председателей депутатских собраний, то есть глав муниципальных образований, и глав администраций. Соответствующий закон 10 июля был принят Тульской областной Думой. Им внесены поправки в ряд других региональных законов, определяющих полномочия глав муниципальных образований.

– Такие изменения касаются, прежде всего, муниципальных образований первого уровня – сельских поселений, – комментирует министр внутренний политики и развития местного самоуправления Владимир Ярошевский. – Теперь главы таких муниципальных образований только возглавляют собрания депутатов и исполняют представительские, контрольные функции. При этом оперативное управление, вопросы жизнеобеспечения муниципального образования, переходят в ведение главы администрации.

Такая схема разделения властей представительной и исполнительной существует в нашем регионе давно, но на уровне районов, городских округов, рабочих поселков и в сельских поселениях с численностью населения больше 8 тысяч.

В последнее время в Тульской области происходили значительные изменения в сфере территориального устройства – муниципальные образования объединялись и, соответственно, укрупнялись. Сейчас их стало 103 вместо прежних 179. И есть такие сельские поселения как, например, Шахтёрское Узловского района, где 18 тысяч жителей. Это почти вдвое больше численности, скажем, Каменского района.

– В таких условиях нерационально, чтобы глава муниципального образования руководил ещё и администрацией, как это было раньше. Нереально исполнять одному человеку такой объем работы, распоряжаться бюджетом, обеспечивать его наполняемость – считает Ярошевский. – Жизнь приблизила нас к такому решению. Мы не могли не учесть выявленные Следственным комитетом региона нарушения в деятельности некоторых сельских глав. Они сами себе назначали и выплачивали премии, надбавки, и это зачастую оборачивалось уголовными делами.

Быть одновременно и исполнителем, и контролёром, согласитесь, не так уж и просто, да и не правильно. Дело даже не в каком-то моральном аспекте, а в наличии управленческого опыта, в знании законодательства. Такой багаж есть далеко не у каждого депутата, из которых, собственно, и выбирают главу муниципального образования. Требования к квалификации муниципальных и государственных служащих растут год от года, но на народных избранников такие нормативы не распространяются. А в этом и кроется причина не всегда эффективной работы местной власти.

– У нас были случаи, и сейчас есть, когда главами муниципальных образований становятся люди, не имеющие высшего образования, – поясняет Владимир Ярошевский. – Я не могу сказать, что все они на плохом счету. Есть талантливые управленцы, как говорится, от бога, но это не является системой. А сейчас в работу органов власти внедряются новые информационные технологии, и ими нужно владеть. Возрастает и сложность решаемых задач.

Введение должности главы администрации как раз позволит отбирать людей соответствующей квалификации, нацеленных на решение задач, а не на процесс.

Кстати, если говорить о качестве нормативно-правовых актов, принимаемых на уровне муниципалитетов, то почти 500 из 9 тысяч документов были опротестованы прокуратурой, или отменены по решению суда. И это только за прошедший год.

Несомненно, в сельских поселениях есть грамотные, энергичные люди готовые работать в органах власти, уверены в министерстве внутренней политике, но не все могли проявить свои способности при прежней управленческой схеме.

– В тех муниципальных образованиях, где выборы состоятся 14 сентября 2014 года, будут организовываться конкурсы на замещение должности главы администрации, – уточнил Владимир Ярошевский. – А в тех муниципалитетах, где представительные органы были избраны в предыдущие периоды, и главы муниципальных образований пока совмещают функции, уже запущена так называемая «дорожная карта», в соответствии с которой процедура приведения схемы управления в соответствие с законом будет завершена до конца 2014 года. Хочу подчеркнуть, что изменения в федеральном и областном законодательствах, в первую очередь, направлены на формирование более качественной работы местного самоуправления. Чтобы администрации сельских поселений не перекладывали решение проблем на уровень районной власти. Как говорится, не гоняли людей по кабинетам. Ведь 90 процентов обращений граждан – это вопросы местного значения, и чтобы решать их, главам администраций нужно просто-напросто учиться работать. А для этого необходимо иметь опыт, знания, словом, быть профессионалами.

Кстати, оценка эффективности работы глав администрации и сельских и районных напрямую зависит от мнения жителей. Этот принцип не раз подчёркивал губернатор Владимир Груздев в своих выступлениях: «От эффективности работы местной власти зависит как экономическое, так и социальное развитие муниципалитетов. Я – за прямой разговор с людьми, и рекомендую руководителям всех уровней: общайтесь с людьми, открывайте двери своих приёмных и кабинетов. Вы получите и благодарность – если хорошо работаете, и мудрый народный совет, и, конечно, конструктивную критику».

Алексей Шершнев («Тульские известия» № 112 от 1 августа 2014 г.)

Анатолий Судариков, генеральный директор Кимовского завода металлоизделий:

– Я думаю, все хорошо помнят, как начиналась реформа местного самоуправления. Сколько было неясного, непонятного для жителей: к кому идти со своими проблемами, на кого жаловаться, если они не решаются? И отголоски этого – те же звонки на «горячую линию» губернатора с бытовыми вопросам. А ведь текущие крыши, лопнувшие радиаторы, нечищеные от снега дороги – прямая забота именно местных властей. И работа должна быть выстроена так, чтобы людям не нужно было писать заявления, жалобы дважды. Разделение полномочий между главами муниципальных образований и администрации как раз и должно повысить ответственность и усилить контроль.

Другие материалы по теме

Загрузить ещё