Мир профессионала | Новости Тулы

Мир профессионала

Опубликовано: 30 Ноября 2018 10:10
Мир профессионала

Педагог-психолог детского сада «Березка» города Плавска Татьяна Какушкина приняла участие в работе V Всероссийского съезда работников дошкольного образования в качестве федерального спикера на дискуссионной площадке «Педагогическое просвещение родителей и взаимодействие образовательной организации и семьи» с опытом работы – родительский клуб «Гармония».

По итогам работы

– Это второе масштабное мероприятие, проходившее в Москве, в котором мне пришлось принимать непосредственное участие, – пояснила Татьяна Какушкина. – Первым был всероссийский съезд по вопросам семейного воспитания и родительского просвещения, посвященный 100-летию В.А. Сухомлинского» в начале ноября. Сертификат общественного признания, полученный тогда, стал выражением высокой оценки результатов работы педагога. Кроме того, диплом за второе место во втором всероссийском конкурсе Центров и программ родительского просвещения в номинации «Программы и проекты родительского просвещения, направленные на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни». Вручила награду призёру заместитель министра просвещения РФ Татьяна Синюгина.

Самой высокой и ценной для себя наградой она считает Сертификат общественного признания за высокие результаты в просвещении родителей от Национальной родительской ассоциации. Оценку её труда проводили родители, именно те люди, ради семейного счастья и благополучия которых она работает.

Татьяна Какушкина рассказала о впечатлениях от работы съезда:

– Основные – это восхищение и удовлетворение. Пятый год подряд проводится мероприятие, но впервые внимание к дошкольному образованию было столь масштабным и глубоким. Представители Министерства просвещения и Российской Академии наук на основе наших выступлений выработали достойную, жизненно значимую резолюцию съезда. Наконец-то педагогам дошкольных образовательных учреждений для массовой работы с детьми будут подготовлены методические рекомендации. На самом высоком уровне к «первой ступени» образования было проявлено самое деятельное внимание.

«Педагогом я не родилась»

По признанию Татьяны Какушкиной, и бабушки-дедушки, и родители были весьма далеки от педагогики, сама со школьной скамьи мечтала быть учителем. Выбрала факультет биологии и психологии Тульского государственного педагогического института им. Льва Толстого:

– Благодаря маме-агроному я многое знала о жизни растений сверх школьной программы. «Биология» – это было главное слово и «генеральное направление» в образовании. О психологии даже не задумывалась: сейчас, мол, это малопонятно, а потом – разберёмся.

Жизнь, как часто это бывает, все расставила по местам. Взглянуть на психологию по-другому мне посчастливилось благодаря Оксане Грибоедовой, человеку, в котором неиссякаемый творческий потенциал был виден уже по блеску глаз и той благоговейной преданности, которая звучала в её рассказе о работе психологов Центра «Доверие». Именно сюда я пришла устраиваться на работу по направлению нашего отдела образования. Полтора года среди творческих, талантливых, инициативных людей позволили мне раскрыть множество тайн практической психологии и полюбить эту профессию.

Но состояние здоровья тогда ещё маленькой дочери Софьи заставило сменить место работы. Так, с 2007 года и до сегодняшнего дня я педагог-психолог в детском саду «Берёзка».

Именно этим двум людям – специалисту Центра «Доверие» Оксане Грибоедовой и директору нашего дошкольного образовательного учреждения Зое Сигушиной – я обязана и комфортностью условий работы, и ни с чем несравнимым по эмоциональности общением с детьми, и любовью к далёкой некогда науке психологии. Их неравнодушное отношение ко мне помогло мне расти, совершенствоваться, набираться опыта, организовать работу интересно, и не только для меня, но и для родителей с детьми, с которыми я провожу занятия.

Пора преодоления и закалки

Для Татьяны Какушкиной первые годы в «Берёзке» не были простыми. В одном здании размещалась и начальная школа, и детский сад, поэтому приходилось много работать, например, с семьями, где воспитывались приёмные или опекаемые дети. Недолюбленные, недоласканные в определённый период своего детства, эти дети восполняли недостаток внимания, где только это им удавалось. Не любить их, не сочувствовать им было невозможно. Потому самым трудным в это время было, оказывая необходимую помощь, не приучить ребятишек к себе. О таких ситуациях говорят: «Сердце кровью обливалось». Непросто было и убедить родителей, что занятия с психологом вовсе не означают, что в жизни их ребёнка и семьи в целом наступил момент полного краха и безнадёжности. Сейчас уже родители сами приходят с просьбами об индивидуальных занятиях: они правильно понимают специфику работы психолога, знают, что при диагностике выявляются проблемные зоны, чтобы в дальнейшем скорректировать весь педагогический и воспитательный процесс на благо ребёнка, помочь ему преодолеть некоторые трудности, чувствовать себя увереннее, свободнее, ощущать свою нужность.

Это касается и диагностирования, проводимого в начале учебного года в школах. Определение уровня адаптированности первоклассников и пятиклассников позволяет правильно спланировать индивидуальную работу с детьми, помочь им освоиться в новой обстановке. Ни о каком клейме психологического, тем более, психического неблагополучия и речи не идёт. Просто временные трудности, которые необходимо помочь родителям и их детям преодолеть безболезненно и успешно.

Пора беспокойства и поиска

Ни приобретённый опыт, ни развитие и совершенствование технологий, процессов и систем воспитания, по убеждению Татьяны Какушкиной, не гарантируют исчезновение каких-либо трудностей и тревожных моментов. Сейчас беспокоит часто проявляемая детская агрессивность. Причём, уже в раннем возрасте. Причин несколько: нередко дети бесконтрольно и слишком много времени проводят за компьютером, в сетях Интернета. Второе – не все и не всегда бывают услышаны дома, то есть страдают от недостатка родительского внимания. Неправильная модель воспитания, когда между родителями нет согласия в вопросах «ругать-хвалить» и они противоречат и противостоят друг другу в оценке поведения ребёнка, наносит, пожалуй, самый ощутимый вред. К сожалению, в таких ситуациях удаётся только несколько снизить уровень агрессивности ребёнка, и то при чётком понимании родителями опасности явления и при системности работы совместно с ними и детьми.

Постоянно искать способы преодоления родительского непонимания, откровенного сопротивления и самоуверенности, добиваться их доверия, чтобы сделать все возможное для счастья и благополучия детей, – цель педагога-психолога, на которую он сориентирован пожизненно. Потому, к своему удовлетворению, могу сказать лишь о единичных неудачах.

Романтик или реалист?

– Конечно, я реалист, поскольку моя профессия предполагает работу над реальными, действительно существующими сложностями в жизни маленьких человечков и их родителей, – призналась Татьяна Александровна. – Но это не означает, что мне чужды мечты, романтическое восприятие явлений природы, все возможные человеческие эмоции.

Чувство радости и удовлетворения наполняет, когда мы всей семьёй занимаемся общим делом. Например, что-то мастерим для участия в конкурсах, выставках, мероприятиях. В такие минуты нас объединяет сознание взаимной заинтересованности в каждом из членов семьи, сопричастности его успехам. И обе дочери – Софья и Варвара, и муж Павел всегда с энтузиазмом и массой творческих предложений включаются в работу. В Ясной Поляне, например, много наших работ, прошедших через различные конкурсы.

Благодаря такой семейной традиции Софья, студентка исторического факультета ТГПУ, не только с удовольствием и прилежно учится, но и активна в научной и общественной жизни учебного заведения. Она пишет стихи, и на свой день рождения получила подготовленный нами первый сборник своей поэзии. Круг интересов Варвары тоже довольно широк: лепка, рисование, оригами, плавание.

Долю романтики и массу ярких впечатлений вносят в нашу жизнь семейные путешествия. Когда-то мы решили показать детям как можно больше городов-героев в нашей стране, различные места, создающие славу Родине. Волгоград, Керчь, Севастополь – из самых отдалённых. Белоруссия – одно из любимых мест, куда мечтаем съездить ещё раз.

Сама люблю читать, больше научную и историческую литературу. С удовольствием вяжу – и на спицах, и крючком.

Вместе любим наших домашних питомцев: подобранного на улице кота Тима, хомяка Жулю, морскую свинку, миниатюрного африканского ежа, аквариумных рыбок, – и вместе заботимся о них.

Всей семьёй сейчас работаем над оформлением книги нашей родословной. Собрали огромную информацию, продумываем дизайн книги, возможность хранить в ней некоторые реликвии, вроде фотографий и мелких вещиц.

Мне интересны люди, люблю общение. Но предпочитаю избегать людей завистливых и корыстных.

Жить по совести – значит быть честным в своих поступках. Это принцип нашей семьи, это основа взаимоотношений с окружающими.

Не могу пройти мимо чьего-то несчастья, не откликнуться на чью-то просьбу.

Есть недостаток, который мне здорово мешает – волнение. Я непубличный человек, и крупные мероприятия, где мне все-таки приходится выступать, становятся настоящей ареной борьбы с этим «минусом». Трудно, но – борюсь.

«Нельзя жить и быть успешным в одиночку»

По признанию Татьяны Какушкиной, своими успехами в работе, яркой и насыщенной жизнью она обязана всем, кто рядом. Особо благодарна коллективу, в котором работает и чью поддержку ощущает.

– Человек, который лечит собой! Тёплая, доброжелательная, со светом в глазах и верой в человека, очень внимательная к каждому, кто нуждается в её помощи, – так о Татьяне Какушкиной отзываются её коллеги из Центра «Доверие». – Профессионал, которым может гордиться не только её учреждение, но и вся психологическая братия района. Умелый организатор добра в жизни людей, отличный помощник своим коллегам и подопечным. Человек, рядом с которым душа поёт. Человек, наполненный любовью! Он несёт счастье в жизнь каждого. И это не высокие слова. Это она – Татьяна Какушкина.

Татьяна Дмитриева, фото автора

Другие материалы по теме

Загрузить ещё