Рутульцы в Чернском районе: маленький народ с большой историей | Новости Тулы

Рутульцы в Чернском районе: маленький народ с большой историей

Опубликовано: 12 Июня 2019 11:43
 Рутульцы в Чернском районе: маленький народ с большой историей

Рутульцы – народ очень самобытный, гордящийся своей историей. Их предки поселились в южной части Дагестана еще в I тысячелетии нашей эры, именно тогда появилось село Рутул, давшее название этносу. Численность рутульцев, одной из коренных народностей Дагестана, происходящей от кавказских албанов (всего в Дагестане более 100 народностей, в том числе аварцы, арчинцы, даргинцы, лезгины и др.) согласно переписи 2010 года, составляла чуть более 35 тысяч человек.

До настоящего времени в академических изданиях отмечается, что у рутульцев нет общего самоназвания, поскольку они называют себя по названию тех селений, в которых проживают. В частности борчинцы (от села Борч). В Чернском районе проживает 120 представителей этой народности. Среди них семья Вадима и Севинч Летифовых.

Гость в доме всегда праздник

Аромат готовящегося хинкала доносился до самой улицы. На ужин у Летифовых сегодня блюдо национальной рутульской кухни. Сваренные в бульоне кусочки теста, политые топленым маслом, подаваемые с сушеным мясом, брынзой и соусом, любовно приготовленные хозяйкой дома Севинч Музаферовной, любимое блюдо детей и взрослых в этой семье.

Малыш Амир попросил добавки, ему вкусно все, что готовит мама. У них в семье любят готовить мучные блюда: манты, хинкал с сушёным мясом и другие вкусные блюда.

Семейная трапеза продолжилась чаепитием. Глава семьи Вадим Седрединович уверен, что в чае много энергии и жизненной силы. Чайная церемония – важный момент для каждой рутульской семьи. Все собираются за одним столом и, общаясь, приятно проводят время. Мы узнали, что процесс приготовления чая, его заваривания для рутульцев – большое искусство. У них по этому поводу своя истина: «Меньше заварки и, в то же время, больше вкуса и цвета». Чай рутульцы чаще всего пьют с сахаром или вареньем, а также с брынзой.

Семилетняя Амина разделяет отцовские мысли и уже зарекомендовала себя как любительница этого напитка. К чаю у Летифовых варенье, финики и пироги. Все так, как на исторической родине Вадима в селе Новый Борч в Дагестане.

Родился Вадим в селе Борч, вырос в Новом Борче. С детства знает, что такое деревенская жизнь. Поэтому труд его никогда не пугал, всегда помогал родителям по хозяйству. Детей в семье воспитывали строго, в рамках сурового горского этикета. Средствами физического воспитания были всевозможные игры, спортивные состязания в беге, метании камня, прыжках. Это стало основой для выбора будущей профессии – Вадим окончил Дагестанский государственный педагогический университет, где получил профессию учителя физкультуры.

Рассказывает, что рутульцы традиционно занимаются животноводством и овцеводством. Изготовление кожаной обуви, производство шерстяных изделий – сукна, бурок, войлоков, ковров, носков, вязаной обуви из овчины – весьма популярно у них и по сей день.

Вадим отметил, что обилие сырья – овечьей шерсти – и натуральных красителей способствовало широкому развитию ковроделия. Дагестанские ковры считаются эталоном изящества и качества, как и великолепные серебряные украшения.

Рутульцы строго соблюдают законы гостеприимства, где бы они ни жили. Севинч, которая родилась в Чернском районе, подчеркнула, что гостя всегда нужно накормить, проявить радушие. Спрашивать гостя о цели визита считается неприличным.

Свадьба пела и плясала и в Черни, и в Дагестане

Супруги поделись еще одним интересным рутульским обрядом – свадебным. Познакомились молодые люди очень современно – по Интернету. Раньше рутульские невесты не имели право выбирать себе жениха, выбор делали их родители, сейчас все проходит более демократично. Симпатия переросла в глубокое чувство, и восемь лет назад они поженились. Традиционно свадьбу отмечали два дня. На торжестве присутствовало много гостей – от близких и дальних родственников до друзей и коллег. Причем, кого-то приглашали, а кто-то приходил сам, т.к. по традиции каждый житель населенного пункта должен хотя бы ненадолго прийти на праздник и поздравить молодоженов.

Празднование началось в доме невесты, где собрались девушки и женщины. Они танцевали, «оплакивая» уход невесты в дом жениха. Севинч в этот день прощалась с родительским домом и прежней жизнью. В самый разгар праздника в дом невесты приехал жених с родственниками, они исполнили обрядовые танцы под звуки зурны и барабанов и принесли подарки невесте.

Самое грандиозное празднование было в доме жениха. Невеста, прежде, чем войти в дом, должна разбить ногой тарелку у порога дома. В доме свекровь угощает молодоженов медом, чтобы жизнь их была сладкой, а потом – гостей. Особенностью свадьбы является то, что мужчины и женщины рассаживаются за разными столами. Но в этом, как считают супруги, ничего обидного нет. У мужчин и женщин обычно разные темы для разговоров.

Гости, пришедшие поздравить молодых и испить чай, приготовленный невестой, после трапезы в пустой стакан кладут деньги для невесты. Через три дня после свадьбы молодая жена с женщинами дома идет за водой с медным кувшином, а женщины в это время раздают слоеный хлеб с халвой у источника и по пути всем встречным. После этого молодая супруга готовит первое блюдо в доме мужа, обычно это плов.

Самым важным событием для супругов стало рождение детей. Свидетельством огромного значения, которое придавалось рождению детей, у рутульцев являются многочисленные пословицы, средоточие многовековой народной мудрости и опыта. Такие, как: «Самое сладкое дыхание – дыхание ребенка, самый сладкий голос – голос ребенка», «Пусть ворота не останутся без сына, пусть мать не останется без дочери».

Дети дают Летифовым жизненную энергию, благодаря детям удается гораздо легче смотреть на многие вещи, к которым взрослые порой относятся незаслуженно серьезно. К воспитанию подрастающего поколения Летифовы подходят ответственно. Оба они учителя. И если Вадим сейчас трудится в другой сфере, то Севинч преподает физкультуру в начальной школе «Радуга».

Супруги умеют наслаждаться настоящим, радоваться маленьким, но важным успехам детей, общению друг с другом.

Священный месяц Рамадан

Вадим поведал нам о священном месяце Рамадан. Рамадан – одно из самых значимых и торжественных событий года у всех верующих мусульман. Все праздничное время у нашего народа посвящено тому, чтобы почитать Аллаха, молится ему и восхвалять. Рамадан включает в себя и такую основу, как утверждение полной преданности Аллаху. Чтобы доказать свою истинную веру, мусульмане на период праздничного события полностью отказываются от земных страстей. Люди стараются вести себя подобающим образом, воспрещается браниться, кого-либо обижать, сквернословить, высказывать злость или печаль. Каждое утро мусульмане встречают с молитвами, а 10 оставшихся дней в указанное время посвящают только лишь молитвам и чтению Корана. Все это время мусульмане стараются провести в мечетях.

Ураза Байрам – праздник, завершающий строгий пост. Как уже указывалось немногим выше, верующие люди целый месяц проводят в отказе от земных удовольствий, в том числе, от еды и воды. В последний день строгого поста необходимо посетить мечеть, провести весь день в молитвах.

В мечети в этот день проводятся священные службы, по окончании которых верующие отправляются домой и принимаются за священную трапезу, которая означает окончание поста. Кроме этого, на праздник Ураза Байрам истинно верующие люди стараются посетить кладбища или просто в домашних условиях вспомнить об умерших родственниках и своих знакомых.

– Мы все очень похожи друг на друга, – отметил Вадим. – Мы все хотим мира, счастья, хотим дружить и жить в сильной и крепкой стране. На тульской земле мы приобрели друзей, богатых душой, искренних, добрых.

 

Другие материалы по теме

Загрузить ещё

Самое читаемое

Загрузить ещё