Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) представил доклад, посвященный текущим выборам глав субъектов и депутатов региональных парламентов | Новости Тулы

Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) представил доклад, посвященный текущим выборам глав субъектов и депутатов региональных парламентов

Опубликовано: 28 Августа 2019 17:47
Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) представил доклад, посвященный текущим выборам глав субъектов и депутатов региональных парламентов

Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) представил доклад, посвященный текущим выборам глав субъектов и депутатов региональных парламентов. 

Комментарием, основывающемся на анализе этого материала в разрезе избирательной кампании в Тульской области, поделилась кандидат политических наук, доцент, доцент кафедры социологии и политологии ТулГУ, заместитель директора Института гуманитарных и социальных наук Тульского государственного университета Анастасия Лаврикова.

- В единый день голосования, который по закону (за исключением года выборов в Госдуму) проводится во второе воскресенье сентября (в 2019 году это будет 8 сентября), более 5 тыс. выборов разного уровня и референдумов пройдут во всех 85 субъектах РФ. Жители Тульской области примут участие в выборах депутатов регионального законодательного собрания и муниципальных органов власти. Выборы проходят по смешанной системе. 

Следует отметить, что региональному избирательному процессу в основном присущи характеристики, которые можно отнести к числу общероссийских (хотя некоторые из них проявляются менее выражено по сравнению с другими субъектами РФ). Так, «статистическим трендом» этой избирательной кампании является увеличение числа ее участников. В выборах в Тульскую областную Думу по единому избирательному округу участвуют 7 партий: «Единая Россия», ЛДПР, КПРФ, «Справедливая Россия», «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость», «Яблоко», «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КОММУНИСТЫ РОССИИ». На выборах в Тульскую городскую Думу к ним присоединился «РОССИЙСКИЙ ОБЩЕНАРОДНЫЙ СОЮЗ». По одномандатным округам также были зарегистрированы представители Партии Роста, Родины и др. На основе данного критерия и региональные, и муниципальные выборы следует оценивать как конкурентные. Вместе с тем, уровень конкурентности в области невысок (как правило, высокий уровень конкуренции фиксируется на выборах в регионах, где на стадии выдвижения и регистрации возникли конфликтные ситуации). В Тульской области все партии, предоставившие в срок правильно оформленные документы, были допущены для участия в выборах. В регистрации списка кандидатов в депутаты Тульской областной Думы седьмого созыва было отказано Региональному отделению ВСЕРОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «РОДИНА» в Тульской области в связи с несоблюдением норм избирательного законодательства (в частности не предоставлением документов предусмотренных статьей 21 Закона Тульской области от 1 апреля 2013 года № 1893-ЗТО «О регулировании отдельных правоотношений, связанных с выборами депутатов Тульской областной Думы»). Также по причине неправильного оформления документов отказ в регистрации получили 5 одномандатников. Следует отметить, что в рамках избирательной кампании 2019 г. проблемы с подачей документов возникают достаточно часто в различных регионах России, касаются они в первую очередь самовыдвиженцев и свидетельствуют скорее о низком качестве работы избирательных штабов этих лиц, а не о наличии административных барьеров. 

Вторым значимым трендом данной избирательной кампании является акцент на прямом общении кандидатов с избирателями. Прежде всего, речь идет о росте популярности непосредственного взаимодействия с местными жителями (личные встречи, праздники двора, совместные мероприятия и т.д.) дополненного контактами в социальных сетях. При этом тематика общения, как правило, касается проблем благоустройства территории, что находит живой отклик у населения. При этом уровень выборов (региональный или муниципальный) особого значения не имеет. 
К новым тенденциям следует отнести обновление состава кандидатов (что особенно заметно у ЕР и ЛДПР) и рост внимания представителей партий к муниципальным выборам, что в перспективе может смягчить проблему, так называемого, муниципального фильтра (определенного количества подписей муниципальных депутатов и глав муниципальных образований, которые собирают все претенденты на посты глав субъектов РФ, избираемых на прямых выборах). Вместе с тем, среди избирателей сохраняется ориентация голосовать за «конкретного человека» (и результаты его деятельности), а не за партию (особенно это характерно на муниципальных выборах), и в этой ситуации рейтинги партии, которую данный человек представляет, или призывы бойкотировать выборы существенного значения не играют.
Актуальным остается вопрос об обеспечении прозрачности выборов, и решить его помогает ориентация на цифровые механизмы организации выборного процесса и контроля за ним. 

Для обеспечения прозрачности всех процедур в единый день голосования 145 участковых и все 29 территориальных избирательных комиссий будут оборудованы видеонаблюдением. Прямая трансляция будет идти в реальном времени. Такая практика на региональных выборах в Тульской области применяется впервые. Также на выборах будут использованы 110 комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ).

Предполагается, что 44 % избирателей в г. Тула и 27 % области смогут ими воспользоваться. На всех избирательных участках (кроме временных) будет применена технология изготовления протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования с машиночитаемым двухмерным QR-кодом. Технология максимально исключает ошибки, связанные с человеческим фактором, увеличивает скорость ввода итогов голосования в систему ГАС «Выборы». Впервые на региональных выборах у избирателей будет возможность проголосовать по месту нахождения, благодаря системе «Мобильный избиратель» (предполагается, что около 1500 избирателей воспользуются такой возможностью). Вместе с тем, ориентация на цифровизацию избирательного процесса порождает проблему производства и распространения фейковой информации, распространяемой преимущественно в интернет-пространстве и создающий тревожный фон. Также к «проблемным зонам» избирательной кампании следует отнести:

- уровень явки избирателей: по статистическим данным на региональных и муниципальных выборах он всегда достаточно низкий, а в условиях Тульской области, когда конфликтная составляющая выборов практически отсутствует, внимание регионального сообщества, прежде всего, его молодежного сегмента к избирательному процессу снижено;

- уровень компетентности наблюдателей: так как их состав значительно расширен, не все из них обладают необходимым объемом знаний (решить данную проблему пытается региональная Общественная палата путем организации обучающих семинаров).












Другие материалы по теме

Загрузить ещё

Самое читаемое


Выбор новостей по дате