Тульская спортсменка вышла в финал чемпионата России по боксу
Тульская спортсменка Дарья Абрамова вышла в финал чемпионата России по боксу среди женщин, который проходит в Уфе.

Важнейший христианский праздник жители Тульской области будут отмечать уже в это воскресенье, 20 апреля. Интересно, что в этом году православная Пасха совпадает с католической. «ТУЛАСМИ» рассказывают о том, как устанавливается дата праздника, какие традиции следует соблюдать в этот день, что можно и что нельзя делать. Нашими экспертами стали проректор по воспитательной работе Тульской духовной семинарии протоиерей Михаил Ключарев и руководитель информационного отдела, референт ректора Тульской духовной семинарии диакон Максим Хланта.
Для начала напомним, что близится к завершению Великий пост. Он предусматривает ряд правил для священнослужителей и мирян. Какая еда в пост запрещена, что допустимо и как себя вести, мы рассказывали здесь. Через ограничение в пище, молитву и покаяние в грехах верующие постепенно приближают себя ко встрече с Христом Воскресшим. При этом за неделю до Пасхи начинается период самых строгих ограничений. Каждый день последней недели Великого поста - Страстной седмицы - посвящен воспоминаниям о последних днях пребывания на земле Иисуса Христа. В Церковной традиции эти дни именуются Великими или Страстными. 17 апреля - это Великий четверг или, как говорят, «чистый четверг». Однако правильное название именно Великий четверг, а по-славянски «четверток». Объяснение, почему в народной традиции четверг Страстной седмицы называют «Чистым», можно связать с теми евангельскими событиями, которые вспоминаются в этот день. Так, накануне Пасхи, Спаситель со своими учениками вместе собрались на Тайную Вечерю. В самом ее начале, согласно апостолу Иоанну, Христос умыл им всем ноги. С древних времен на Востоке было принято давать гостю при входе в дом возможность ополоснуть ноги после пути по жаре и пыли. Иисус же не только как гостеприимный хозяин пригласил Своих учеников сделать это, но Сам омыл и вытер ноги каждому. На возражения апостола Петра Он ответил: «Если не умою тебя, не имеешь части со Мною». Учеников Господь призвал делать то же - служить друг другу. Затем во время Тайной Вечери Он преломил хлеб и подал им чашу с вином. Этим Спаситель положил начало таинству Евхаристии. «Чистым» четверг стали называть еще и потому, что к нему христиане подходят после очистительного пути Великого поста.

Фото: референт ректора Тульской духовной семинарии диакон Максим Хланта
Но как устанавливается дата Пасхи и почему ежегодно она рознится? Наши собеседники объяснили, что решение о праздновании Пасхи было принято на I Вселенском Соборе в Никее в 325 году, но это решение не было каноном, это была некая договоренность. Традиции были выработаны еще в III веке Александрийскою церковью. Известно, что с предложением рассмотреть вопрос о дате празднования Пасхи выступил святой равноапостольный император Константин. Он считал, что необходимо выработать собственные правила вычисления для установления дат празднования Пасхи. Празднование христианской Пасхи происходит не одновременно с иудеями, которые устанавливали сроки празднования своей Пасхи. Христианская же Пасха праздновалась в первое воскресенье после еврейской Пасхи, дату которой высчитывали сами иудеи. В результате, существовала прямая зависимость от иудеев. Эту зависимость было необходимо разорвать.
«Если случается совпадение, то правила предписывают перейти к полнолунию следующего месяца. Следовательно, Пасха не может быть ранее дня равноденствия, т.е. 21 марта (4 апреля по григорианскому календарю) и не позже 25 апреля (8 мая). В древней Церкви вычисление Пасхального дня было поручено епископу Александрийскому, потому что александрийцы пользовались наиболее точным 19-ти летним циклом (открытым древнегреческим астрономом Метоном ,V в. до Р.Х.), после которого полнолуния и фазы Луны приходились на те же дни месяца, как и предыдущие», - объяснили наши эксперты.
Важнейший христианский праздник символизирует победу жизни над смертью и отмечается с особой радостью и торжественностью. Воскресение Христа - событие, символизирующее спасение человечества и искупление его грехов:
«Воскресение Христово означает, что смерть — это не конец, а начало новой жизни во Христе. Оно дает надежду на обретение Царства Божьего после смерти. Для христиан Пасха - главный праздник, объединяющий всю Церковь. Через богослужения, молитвы и торжественные обряды верующие чувствуют внутреннее обновление, а слова «Христос воскресе!» становятся призывом к вере и любви. Ожидание праздника помогает пережить Великий пост и подготовиться к встрече с чудесным Воскресением».

Фото: референт ректора Тульской духовной семинарии диакон Максим Хланта
Эксперты также объяснили разницу православной Пасхи, католической и еврейской - Песах. Так, принципиальное отличие заключается в том, что Песах - это праздник, установленный по канону иудаизма, а его дата определяется строго по лунно-солнечному еврейскому календарю:
«За сходством названий праздников скрыто больше, нежели простое заимствование. Во-первых, у Песаха и христианской Пасхи глубокий общий смысл избавления от неизбежности греха и смерти, рабства греху и идолослужению. Светлое Христово Воскресение называется Пасхой, потому что события Страстной седмицы - предательство Иуды, взятие Христа под стражу, суд над Ним и распятие - произошли накануне еврейской Пасхи, Воскресение Христово - в ночь на Пасху. Еврейское слово Песах переводится как «проходить мимо» и «избавление». Иудейская Пасха посвящена исходу израильтян из Египта и освобождению их от рабства у египтян (эти события описаны в Ветхом Завете). Исход в Землю Обетованную (то есть обещанную евреям Богом) стал прообразом того, что через страдания на Кресте и смерть Христос избавил человечества от рабства греху и восстановил разорванную связь человечества с Богом».
Эксперты также объяснили, почему принято делать традиционные пасхальные угощения – куличи, красить яйца, готовить творожную пасху. Так, традиция печь на праздник куличи пришла к нам из Византии. По преданию, после того, как Христос воскрес, Он являлся апостолам во время их трапез. Тогда они стали оставлять свободным для своего Учителя центральное место, а в середину стола ставить предназначенный для Него хлеб. Со временем в день Воскресения Господня возникла традиция оставлять такой хлеб (по-гречески — «артос») в храме на специальном столе, таким образом вспоминая апостольскую трапезу со Христом.
«Постепенно в каждой семье на Пасху стали готовить свой артос, который из-за своей формы и получил название кулич. Красное яйцо стало одним из самых символов праздника Пасхи. Сегодня яйца окрашивают в самые разные цвета, но основным, конечно, является именно красный. Он символизирует кровь, которую пролил за наши грехи Христос. Само же яйцо является образом новой жизни и воскресения. Существует предание, согласно которому обычай дарить на Пасху красное яйцо восходит к Марии Магдалине. Именно она, когда пришла со своей проповедью в Рим, первая поздравила императора Тиберия словами «Христос Воскрес!», подарив ему куриное яйцо. Император не сразу поверил словам своей гостьи, и тогда сказал, что умерший человек не может ожить, ровно так же, как и это белое яйцо не может покраснеть. В тот самый момент подаренное яйцо обрело красный окрас, и Тиберий уверовал в истинность проповеди Марии Магдалины. С тех пор и возникла традиция красить яйца на Пасху, а яйцо красного цвета стало для христиан символом праздника», - рассказали сотрудники духовной семинарии.
Творожная пасха подается в форме усеченной пирамиды и является символом Гроба Господня - места, в котором произошло Воскресение Иисуса Христа. Блюдо принято украшать буквами «ХВ», обозначающими торжественное пасхальное приветствие - «Христос Воскресе!». Нередко на пасхе также выкладывают крест, копье, цветы в память о страданиях Христа и Его Воскресении. Однако не во всех регионах творожная пасха является неотъемлемой частью праздничного стола. На юге России и в Малороссии пасхой местные жители называют привычный для нас кулич.
Самая главная традиция для христиан на Пасху - посещение торжественного Пасхального богослужения. Во время торжественной Пасхальной утрени можно увидеть еще одну древнюю традицию – христосование:
«Христосоваться - значит приветствовать друг друга особым образом в праздник Воскресения Христова. Начиная от дня Пасхи и в последующие 40 дней после нее люди говорили при встрече «Христос воскресе!» и получали в ответ «Воистину воскресе!». В православной среде это приветствие также сопровождалось традиционным троекратным целованием».

Фото: референт ректора Тульской духовной семинарии диакон Максим Хланта
Еще одна традиция связана с благодатным огнем, символизирующим свет, который Бог даровал всем народам мира. В канун Светлого Воскресенья, в Великую Субботу, огонь сходит на землю и зажигается в храме Воскресения Христова в Иерусалиме. Его на самолетах доставляют в христианские храмы в разные концы света. Прихожане зажигают от священного огня свои свечи, прося благополучия и здоровья для родных, близких и себя.
Подводя итоги, наши собеседники подчеркивают, что Пасха - это время радости, возрождения и духовного обновления. В этот день нельзя грустить, ходить хмурым и ругаться с ближними:
«Но нам надо помнить, что Пасха - это не 24 часа, а целых 40 дней. Особенно празднична первая неделя - Светлая седмица. Все эти дни до Фомина воскресения служится торжественная пасхальная литургия. Эта неделя должна быть примером того, как мы всегда должны вести себя в обществе, среди людей. Православному христианину стоит особо уделить внимание тому, как мы проводим эти светлые дни. Нужно радоваться о Воскресшем Спасителе, угощать своих родных и близких, других людей, приглашать их к себе в гости, посещать страждущих, как заповедал нам Господь. Одним словом - творить благость и добро - все то, что приносит радость твоему ближнему, а значит и тебе».
Напомним также, что первое воскресенье после Пасхи - это Неделя о Фоме, именуемое в народе «Красная горка». Для простого народа это праздник начала весны, а для Церкви - важный день, связанный с библейской историей. Его называют Фоминым воскресеньем, потому что в Евангелии написано, как на восьмой день после воскресения Иисус Христос явился апостолу Фоме.

Фото: референт ректора Тульской духовной семинарии диакон Максим Хланта
Тульская спортсменка Дарья Абрамова вышла в финал чемпионата России по боксу среди женщин, который проходит в Уфе.
В столице на полях Международного форума-фестиваля «Студтуризм-2025» прошло финальное мероприятие акселератора по научно-популярному туризму, в рамках которого команды представили разработанные планы мероприятий для развития этого направления в регионах.
Теперь приложения крупных банков дополнены функционалом для пострадавших от аферистов. Такая система стала обязательной с 1 октября 2025 года. Подробнее об этом редакции «ТУЛАСМИ» рассказал эксперт по вопросам безопасности тульского отделения Банка России Юрий Тютюнников.
Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов,
Политикой обработки персональных данных пользователей сетевых изданий, входящих в состав ГУ ТО «Информационное агентство «Регион 71» и
обработкой персональных данных Яндекс.Метрикой
нажмите здесь.

