Уроженка Тульской области Дарья Промч: «Писательство – это одинокая профессия»

Фото: творческий индустриальный кластер "Октава"
Хороший писатель должен быть, в первую очередь, хорошим читателем. В этом уверена писательница Дарья Промч, которая посетила благотворительный книжный фестиваль «Фонарь» в тульском творческом индустриальном кластере «Октава». «ТУЛАСМИ» побеседовали с автором о творчестве, профессиональном образовании и героях романа «Искус».
Дарья пишет стихи с десятилетнего возраста, но, по ее словам, связать свою жизнь с литературой она решила еще раньше.
«Лет в 6 я начала изготавливать самодельные книги и издавать под своим именем, присваивать им какие-то номера, делать собрания сочинений. Ну а если серьезно, к 17 годам я точно знала, что хочу быть писателем. И если бы эта профессия имела славу более оплачиваемой, я пошла бы в литературный. Но так как она имела не лучшую славу в начале 2000-х, я пошла учиться на иняз, просто чтобы мои родители были спокойны, что я не умру с голоду», - говорит наша собеседница.
Еще во время учебы Дарья опубликовала поэтический сборник «Шах и мат». А задумка романа «Искус» появилась, когда девушке исполнилось 22 года. Ну а после иняза была магистратура «Литературное мастерство» НИУ ВШЭ. Правда, по словам Дарьи, чтобы писать, профильное образование совсем не обязательно.
«Могла бы я закончить роман, не получив профильного образования? Ну да, могла бы, учитывая, что 95% я написала до поступления. Но опять же все зависит от целеполагания. Если хотеть лучше разбираться в литературном процессе, в трендах, тенденциях, то да, это шикарная школа, которая дает возможность оказаться внутри. Все два года учебы мы постоянно встречались с критиками, молодыми писателями и признанными мэтрами. И да, ты уже являешься частью какого-то литературного течения, как ни крути, даже если ты просто студент. Можно ли обойтись без этого? Можно. В принципе, писательство – это одинокая профессия, сколько бы ты ни сидел на парах ос своими одногруппниками-писателями, писать все равно приходишь домой и пишешь в одиночестве т тишине. Я бы не сказала, что это мастхэв, но это неплохое подспорье», - продолжает автор.
Дарья уверена: чтобы стать хорошим писателем, необходимо много читать разную литературу. Ведь чем выше начитанность, тем больше шансов написать что-то стоящее. Но с поиском кумира, на которого хочется быть похожим, стоит быть осторожнее.
«Кумира сотворять не нужно. Это по определению предполагает зацикленность на одном персонаже. Едва ли это хорошая стратегия роста. Но я уверена, что писатель должен быть хорошим читателем и читать очень разную литературу. Есть огромное количество авторов, которые оказали на меня влияние. Это писатели нового латиноамериканского романа. Там царил магический реализм. Я в него влюбилась по-настоящему и узнала кого-то, помимо Маркеса. Оказалось, что там целая плеяда имен, и ряд из них – нобелевские лауреаты. Сильви Жермен – одна из писательниц, на которую я равнялась в детстве, голландский писатель Сес Нотебоом, Пер Улов Энквист – швед с совершенно невероятным видением мира. До сих пор, как только я открываю книгу, я думаю, что никогда ничего подобного не напишу, и очень ему завидую. Я с детства любила Достоевского. Наверное, это не прослеживается в моем романе, но, безусловно, его гуманизм я впитала от и до», - признается Дарья Промч.
На вопрос: стоит ли ограничивать себя одним литературным жанром, автор отвечает, что все новое всегда рождается на стыке направлений:
«Ограничение одним жанром предполагает некую архаичность, невозможность развития, - уверяет писательница. - А культура в целом и литература, как важная часть культуры, не может застопориться. Она нуждается в том, чтобы меняться, развиваться, чтобы создавать что-то новое. Имажинисты привнесли одно, символисты – другое, акмеисты – третье, постмодернизм принес четвертое, бум автофикшна принес пятое. И все произошло именно потому, что творцы не ограничивались одним жанром. Поэтому насильно ограничивать – нет. Другое дело – если не тянет выйти за рамки жанра, то это не постулат, что надо выходить, можно остаться в нем».
До того, как увидел свет роман «Искус», Дарья выпустила три поэтических сборника. Но по-настоящему она задумалась о написании крупного прозаического произведения, когда решила задать читателю несколько вопросов и, конечно же, рассказать о том, что будет, если не искать себя.
«А дальше со мной случилось фантастическое событие: мне подарили поездку во Францию. Мне было в районе 19 или 20 лет. Я оказалась на севере Франции. Был жуткий ливень. С этого, собственно, и начинается роман. Или, наверное, эти кончается роман. Я познакомилась с хозяйкой бара, которую звали Паскаль. Она пыталась рассказать мне какую-то историю об обретении этого бара, но мой школьный французский едва ли позволил понять всю историю от и до. Поэтому я задумалась о том, что я могла бы заполнить лакуны и воссоздать эту историю. Так и получилось», - говорит автор.
Своим идеальным читателем Дарья считает людей думающих, которые готовы задавать вопросы и искать на них ответы, готовых двигаться вперед, преодолевая страхи, во имя своей души.
Писательница рассказывает, что ее героиня Паскаль во многом походит на 15-летнюю Дарью, которая мечтала поступить в вуз и уехать покорять большой город. Но сейчас с главной героиней романа она себя не отождествляет:
«Хороший писатель создает мир и выходит за рамки своего опыта. Но выйти за рамки опыта на 100% невозможно. Поэтому в каком-то смысле я исхожу из себя, когда пишу. Отвечая на вопрос: насколько я Паскаль, я далеко не Паскаль.
Я бы сказала, что сложно менять что-то в своей жизни, сложно выходить из рутины нам всем. Бывает сложно переезжать в рамках одного города. Потому что страшно, потому что сносное настоящее стабильно, а будущее туманно. Мы все боимся темноты, мы боимся тумана, боимся неизвестности. Все не высвеченное сотней прожекторов кажется непонятным, а высвеченное кажется ловушкой. Поэтому страшно».