Православным христианам из Тульской области напомнили о традициях Успения Пресвятой Богородицы

Фото: ИА "Регион 71"
27 августа завершился Успенский пост и уже сегодня, 28 августа, православные христиане празднуют Успения Пресвятой Богородицы. Постоянные эксперты «ТУЛАСМИ» проректор по воспитательной работе Тульской духовной семинарии протоиерей Михаил Ключарев и руководитель информационного отдела, референт ректора Тульской духовной семинарии иерей Максим Хланта рассказали об истории, традициях и особенностях праздника.
Успение - это непереходящий праздник, и дата его из года в год одна и та же в большинстве христианских Церквей. Православные верующие, живущие по юлианскому календарю, всегда отмечают его 28 августа. Известно, что слово «успение», однокоренное со словом «усопший», что означает «сон». Так в Церкви называют день кончины Пресвятой Богородицы.
«Священное Писание ничего не говорит нам о жизни Пресвятой Богородицы после Воскресения Христова. Поэтому об Успении Богородицы мы знаем из двух латинских трактатов V века и из послания псевдо-Дионисия Ареопагита. Церковь верует, что эти источники сохраняют основу того Предания, которое жило в ранней Церкви. Все годы после Распятия, Воскресения и Вознесения Иисуса Христа Пресвятая Дева провела большей частью в Иерусалиме, проповедуя Господа наравне с апостолами. Но вот настало время Ее земной кончины.
Однажды во время молитвы Дева Мария увидела Архангела Гавриила, некогда возвестившего Ей великую радость — что Ей суждено стать Матерью Спасителя мира. На сей раз известие было другое: через три дня душа Ее оставит тело. Но Богородица очень обрадовалась. Ведь Ее ожидала встреча с Тем, Кого Она любила гораздо больше, чем жизнь», - поведали наши собеседники.
Эксперты также отметили, что три дня спустя в доме апостола Иоанна, где жила Мария, собрались и другие апостолы:
«Господь чудесным образом устроил так, что все они вернулись к этому дню из дальних странствий, где проповедовали Христа. Не было только Фомы. Апостолы стали свидетелями блаженной кончины Святой Девы. Сам Христос, окруженный множеством ангелов, явился, чтобы принять душу Своей Пречистой Матери и возвести Ее в рай. Тело же Ее апостолы решили похоронить в Гефсимании, где находился Гроб Господень и где погребены были родители Девы Марии и Ее нареченный супруг, праведный Иосиф. Сопровождая гроб, апостолы и другие жители Иерусалима несли светильники и пели псалмы. Иудейский священник Афоний, которого раздражало почитание Иисусовой Матери, толкнул гроб, желая перевернуть его, - и тут же лишился кистей обеих рук: их отсек ангел, невидимо стоявший рядом. «Теперь ты видишь, что Христос истинный Бог», — сказал Афонию апостол Петр. Тот сразу покаялся - и руки срослись».
На третий день к гробнице Божией Матери прибыл апостол Фома, вход в пещеру открыли, но тела Богоматери там не было. В тот же день, собравшись на общую трапезу апостолы, увидели Пресвятую Деву, шедшую по воздуху со множеством ангелов. Она обратилась к ним со словами: «Радуйтесь! Теперь Я всегда с вами», отметили наши собеседники, рассказывая об истории праздника Успения Пресвятой Богородицы.
Как и в любой праздник, в этот день существуют определенные традиции, а готовятся к Успению заранее. Так, у праздника есть один день «предпразднства» и девять дней «попразднства». Предпразднство - это один или несколько дней перед большим праздником, в богослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Попразднство - такие же дни после праздника.
Отдание праздника совершается 5 сентября по новому стилю. А предшествует Успению Божией Матери двухнедельный Успенский пост. Он длится с 14 по 27 августа.
Существует особая Служба погребению Богоматери. Ее совершают по подобию службы Утрени Великой Субботы. Известно также, что праздник Успения Пресвятой Богородицы совпадал по времени с жатвой. В это время русские крестьяне были заняты на уборке урожая, и именно в связи с этим в народном сознании на церковные традиции праздника наложились земледельческие обычаи. У восточных славян к Успению приурочивали так называемые «Обжинки» - это праздник жатвы хлебов. Также этот день называли «Госпожинки», «Госпожи», «Госпожин день». В этих словах нашло отражение почитание Богородицы, к которой верующие обращаются как к Госпоже, Владычице.
На следующий после праздника, 29 августа, отмечали «Ореховый» или «Хлебный Спас». Его назвали так в честь традиции собирать в это время лета орехи. К концу августа начинали также собирать грибы, делали овощные и плодовые заготовки на зиму. Старались засеять озимые: «Озимь сей за три дня до Успенья и три — после», уточнили эксперты Тульской духовной семинарии.
Кроме того, с праздником связано множество странных поверий. Одно из них утверждает, будто в Успение нельзя ходить в старой и тесной обуви, потому что, если натереть в этот день ноги, то в жизни ждут неудачи.
«Хотя очевидно, что дело не в дате, а в том, что в неудобных ботинках по возможности лучше не ходить вообще, чтобы не получить проблем со здоровьем. Следовать такого рода суеверным представлениям не стоит не только в Успение, но и в другое время. Христианину в любой день года нужно следовать заповедям Христовым, любить Бога и ближних, стараться не грешить, работать над своей душой и руководствоваться правилом, сформулированным апостолом Павлом: «все мне позволительно, но не все полезно».
Очень часто задают вопрос: «можно ли венчаться в Успение». Устав не запрещает венчаться в двунадесятые праздники. Но существуют рекомендации все же выбирать для этого другие дни, чтобы не ставить свои личные нужды выше общецерковного торжества.
Многие суеверные люди отказываются от любой работы в этот праздник. Здесь надо сделать определенное разъяснение. Работать, как выполняя свои должностные обязанности, так и в огороде, на Успение можно. Никаких предписаний, будто в какие-то церковные даты нельзя трудиться, не существует. Просто привычные заботы не должны отодвигать на второй план внимание к празднику. Прежде чем отправляться на грядки, стоит вспомнить, какое событие отмечает вся Церковь в этот день, задуматься о его смысле, помолиться. Православный христианин должен накануне этого праздника посетить уставное богослужение вечером, а утром помолиться за Божественной литургией», - также рассказали наши эксперты.
Важно помнить, что церковный праздник - это не повод для того, чтобы суеверно контролировать каждое свое движение, это повод для того, чтобы приблизиться к Богу, и все, что этому не мешает, делать можно, уверены наши собеседники.
«А труд, особенно если он ради близких, вполне может способствовать возделыванию души».
Ранее жители Тульской области отметили Яблочный Спас.