Жителям Тульской области рассказали, с какими поверьями связан Ореховый Спас

Фото: ИА "Регион 71"
29 августа жители Тульской области отмечают Ореховый Спас, который еще называют Хлебным. Подробнее об истории и традициях праздника «ТУЛАСМИ» рассказали постоянные эксперты - проректор по воспитательной работе Тульской духовной семинарии протоиерей Михаил Ключарев и руководитель информационного отдела, референт ректора Тульской духовной семинарии иерей Максим Хланта.
«Спас - это сокращенная форма слова Спаситель: так называют Иисуса Христа, Сына Божьего, Который избавил людей от рабства греху, даровал всему человечеству возможность спасения души и вечной жизни. Народное название праздников как раз и указывает на их связь со Спасителем. Так, 14 августа празднуется Изнесение Честных Древ Животворящего Креста Господня, 19 августа - Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, а 29 августа - Перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Господа Иисуса Христа. Третий «Спас» - Спас Нерукотворный. По преданию, этот образ Христос подарил царю Эдессы Агарю. Образ сам проявился на полотенце, которым Спаситель отер Свое Лицо после умывания. В X веке образ перенесли из Эдессы, находившейся в недружественном исламском окружении, в Константинополь».
По словам наших экспертов, Ореховый или Хлебный Спас, объединивший христианские и народные традиции, считают днем благодарения Господу за урожай зерновых и орехов.
Ореховым называют Спас потому, что с этого дня можно есть орехи, так как они поспевают.
Раньше этот день был связан с множеством примет и поверий. Например, в деревнях молодежь старалась присмотреть себе пару и успеть сыграть свадьбу до Покрова, устраивали посиделки. В некоторых селах до сих пор существует обряд: хранить остатки первого каравая, завернутые в холщовую тряпочку за иконой. Таким образом оберегают семью от голода и «приманивают» благополучие в дом.
«По народным преданиям, в третий Спас 29 августа созревают орехи, овощи, фрукты и зерновые. Эти природные дары в древности освящали в храмах. В Церкви имеется традиция освящения плодов, которые произрастают на благо человека. Ведь когда мы приносим плоды или какие-то другие вещи в храм, то мы благодарим Господа за то, что он помог произвести эти плоды, и просим, чтобы их вкушение пошло нам на пользу.
На Руси Ореховый или Хлебный Спас широко отмечать особо было не принято - в это время страда была в разгаре. Тем не менее, некоторые традиции в праздник все же неукоснительно соблюдались - хозяйки пекли хлеб для малоимущих, угощали орехами родных и прохожих, а на ужин готовили пироги с орехами и другими дарами уходящего лета».
При этом праздничный стол должен быть богатым и разнообразным. Так, по традиции, пробовали все блюда, чтобы следующий год был урожайным и радостным. Также в этот день дарили символичные подарки родственникам, друзьям и коллегам - орехи, испеченные булочки или холщовые полотенца, так как изделия из ткани тоже имеют непосредственное отношение к празднику. Отметим также, что из муки нового урожая хозяйки готовили пироги, пряники и булки с ореховой начинкой, чем и угощали родных и соседей.
Наши эксперты также рассказали, что существует поверье о «холщовом» названии Спаса. Так, в народе в этот день издавна было принято торговать холстами и полотнами, специально для этого устраивались ярмарки. Считалось, что если купить изделия из ткани в Холщовый Спас, весь год будет сопутствовать удача.
«Надо помнить, что это церковный праздник, поэтому православные христиане должны посетить богослужение, не проводить день праздно и впустую. Если в этот день вас застала необходимость работать, то следует не забывать, что любой труд должен быть во благо человека, а не доставлять ему неудобства», - заключили наши собеседники.
Накануне православные христиане из Тульской области праздновали Успение Пресвятой Богородицы.