«Психиатрическая клиника» спасает диких животных в Туле
Основатель сообщества «Психиатрическая клиника имени Дж. Харрисона ПредлагаеТ» в социальной сети «Вконтакте» Табрис Янгчен более 10 лет помогает диким птицам. В интервью корреспонденту «ТУЛАСМИ» она рассказала о своей работе и наиболее интересных пациентах.
Помогать животным Табрис начала еще в детстве. Сначала с бабушкой она вытаскивала пинцетом опарышей из ежа, потом пыталась выкормить новорождённых мышей, выпавших из-под крыши. Чаще всего Табрис спасала птиц. По ее словам, в какой-то период времени пострадавшие пернатые стали попадаться ей, куда бы она ни шла.
«Помогать птицам не было для меня сознательным выбором, просто кроме меня в Туле этим никто не занимался, и приходилось справляться самой», — отметила она.
Активная работа с дикими зверями началась десять лет назад, когда девушка познакомилась с Арсением Помаскиным. Он работал в зооуголке Центральном парке имени П. П. Белоусова, куда ему люди часто приносили пострадавших животных. Однако там запрещено принимать зверей у населения, и нет специалистов, чтобы их лечить. Поэтому пострадавшие лисята, бельчата, косули, куницы оказывались у Табрис дома, и они вдвоем с Арсением помогали животным своими силами.

Тогда в Туле не было врачей, занимающихся птицами. Поэтому Табрис сама искала информацию о врачах в интернете и консультировалась со специалистами. Так у тулячки появились друзья в других городах, кто занимался тем же.
«Из всех диких животных к человеку чаще всего попадают именно птицы. Но пока, к сожалению, в России мало специалистов по лечению птиц. Поэтому, получив опыт в этой сфере и имея связи, я не могла отказывать людям, просившим о помощи. Мне самой птицы из всех животных более понятны и близки и общение с ними приносит радость», — поделилась Табрис.
Для того чтобы пристраивать тех птиц, которых уже нельзя было выпустить, Табрис создала группу «Психиатрическая клиника имени Дж. Харрисона ПредлагаеТ». Название родилось, когда девушке было 17 лет. Тогда ее вдохновила история, когда психиатр обвинил группу Битлз, что они опасны для общества, а Джордж Харрисон ответил, что это психиатры опасны для общества.
«Теперь уже жалко менять название, хотя иногда людей оно смущает. Наша группа отличается от классических зоопомогательных пабликов. За много лет там собрались близкие мне по духу люди. Те, у кого плохо с чувством юмора, у нас не остаются», —рассказала девушка.
Позже в сообщество стали обращаться люди с просьбами о помощи другим животным. В настоящее время там Табрис пишет не только о птицах: она размещает подборки живописи на эту тему и иногда организует сбор средств на лечение животных.
«Я долго отказывалась принимать денежную помощь от людей. Но четыре года назад появилась возможность нормально обследовать и лечить птиц у специалистки в Москве, количество пациентов тоже сильно увеличилось, передо мной встал выбор: или я лечу птиц на коленке или помогаю максимально и собираю на это деньги. В группе второй вариант поддержали», — вспоминает Табрис.
За четыре года удалось вылечить множество птиц. Помогали «поставить на ноги» пострадавших друзья активистки, ветврачи Елена Дульнева и Аня Савченко, которые начинают стажироваться в этой сфере.
«Интересных пациентов было много. Одной из них была самка кулика-сороки Глаша, переданная мне на лечение из Пензы. Глаша прожила у меня в квартире год. Ела насекомых и морской коктейль. Инфекции мы ей подлечили, а выпустить оказалось сложно: птичка стала абсолютно ручной. В итоге, мы передали её в Московский зоопарк к самцу кулика-сороки, который приехал туда от наших коллег из Архангельска. Птицы создали пару, и сотрудники даже надеются на появление птенцов», — вспоминает девушка.
Сложным было спасение самки лебедя Темы. Ее подстрелили браконьеры, и птице из-за травмы пришлось ампутировать крыло. После операции пострадавшую пришлось долго выхаживать.
«Жила она у меня на кухне в детском манеже, периодически плавая в ванной. Весной лебёдка отправилась жить во двор, там паслась и выела начисто траву в огороженном для неё участке. Для того чтоб она могла принимать ванны, приходилось часто менять воду. В группе мы собирали средства на лечение, но их не хватало. В итоге, птица выжила, и ей нашлось идеальное место для жизни. Птицу забрала в Чехов любительница животных, имеющая свой пруд. Хозяйка хорошо заботится о Тёме и даже приобрела самца лебедя, чтобы лебёдке не было одиноко», — рассказала активистка.
Количество «пациентов» зависит от сезона. Самый горячий сезон идет с мая и до осени. В эти дни волонтеры во всех городах не спят ночами и выкармливают птенцов. Всем пострадавшим птицам активисты оказывают первую помощь и позже передают в специализированные центры.
«В последнее время я поняла, что не смогу заниматься помощью животным одна в таком объёме. Стала меньше принимать новых птиц. Поняла, что нужно собирать команду и распределять обязанности. Один человек не в состоянии лечить, кормить, ухаживать, закупать корма, отвозить на лечение и на пристройство, собирать деньги и писать отчёты, а также консультировать людей, нашедших птиц, по несколько часов в сутки», — подчеркнула Табрис.
В этом году активистка не принимает массовые городские виды: голубей, ворон, стрижей. Остальным пернатым оказывает помощь по возможности. Среди них мелкие певчие птицы, совы, ястребы, пустельги, канюки, луни, аисты, цапли, лебеди, дятлы, кукушки, утки. Если обращаются с пострадавшими дикими млекопитающими, Табрис старается помочь в каждом случае.

«Я считаю, необходимо создавать специализированные центры помощи диким животным. Это необходимо не только для животных, но для людей, которые находят диких животных, и они не знают, что делать, и от этого тоже страдают», — отметила она.
Фото: из личного архива Табрис Янгчен