В Туле открыта мультимедийная выставка, исследующая звуковой портрет пост-индустриальных городов

Фото: ИА «Регион71»
В Туле презентована мультимедийная выставка Сергея Потеряева, исследующая звуковой ландшафт пост-индустриальных городов. Проект, созданный совместно с Музеем станка, переносит звучание урбанистических пространств внутрь фотографий и музейных помещений, формируя «новую симфонию» на основе полевых записей.
Художник отталкивается от идей авангардного композитора Арсения Авраамова, который в 1922 году создал в Баку «Симфонию гудков» — композицию, объединившую городские шумы заводов, пароходов и прочих объектов в единое музыкальное полотно.

Сергей Потеряев развивает эту идею, фокусируясь на пост-индустриальных территориях. Он записывает звуки бывших заводов и городов, связанных с промышленностью, а затем деформирует фотографии этих мест специальной программой, которая создает спектрограмму. Изображения изменяются под воздействием аудио, добавляя новые оттенки и эффекты. Выставка включает семь проектов, объединенных общими нитями, такими как семья Демидовых — тульских промышленников, основавших заводы на Урале.

Одна из серий посвящена Березникам в Пермском крае, где добывают и перерабатывают титан. Фотографии искажаются, гравируются на самом титане, и металл при изгибе добавляет синие и фиолетовые эффекты.
Партнером площадки выступила корпорация, специализирующаяся на титане. Посетители могут услышать запись симфонии Авраамова. Это авангардная музыка, больше подходящая для размышлений, чем для расслабленного прослушивания.

Особое место занимает раздел о Туле, включающий две смысловые зоны: Казанскую набережную возле кремля с видом на промышленную часть города и территорию «Октавы», где звуки меняются с фабричных на кафе, разговоры и цоканье каблуков. Сергей Потеряев записывал эти звуки совместно с местным творцом Александром Леманом, создав симфонию. Он пытался реализовать этот проект в «Октаве» около шести лет, так как территория связана с промышленным прошлым и «звукарством», и только недавно это получилось воплотить в жизнь. На выставке впервые показаны вместе несколько серий, таким образом они объединены в «городской гул».

Другие работы — Махачкала с использованием дудука, Сысерть как пример трансформации завода в фестивальный кластер, Полевской с отсылками к сказам Павла Бажова, Иваново с видео-диптихом городской реки и Нижний Новгород с цианотипией на стекле Стрелки.
«Эта выставка соединяет два этих подхода. И стоит сказать, что я делаю большую отсылку к такому как бы авангардовому композитору Арсению Авраамову, который ровно в 22-м году, 100 лет назад, в Баку дирижировал целым городом», — поясняет Сергей Потеряев.
Художник объяснил гостям, почему фотографии деформированы. По его словам, программа работает как спектрограмма, показывая частоты звука. Художник объяснял, что звуки записываются в реальных местах, как в стрит-фотографии, и иногда создают диссонанс, но оживают в виде медитации. В Туле шум записывался во время праздника с гонками на байдарках, что сделало композицию громкой.

На выставке представлена карта проекта, мультимедиа-работы и звуковые композиции. Сергей Потеряев подчеркивает переход от индустриального к пост-индустриальному, где звуки кафе сменяют заводские гудки. Проект планируется показать за рубежом, включая выставки в Европе в 2027 году. Более детальная информация о параллельной программе с лекциями будет объявлена позже.
12+